Интервью Майи Павловой с Сергеем Трофимовым
12 апреля в Санкт-Петербурге пройдет ежегодный музыкальный фестиваль Аркадия Северного. Его задача — развитие традиций настоящей российской городской песни, представление новых имен в этом жанре, дань уважение людям, которые стояли у истоков. В этом году фестиваль памяти Аркадия Северного отмечает юбилей — он состоится уже в 20-й раз. В концерте примут участие лучшие исполнители современного «шансона по-русски» из России, Германии, США. В этот вечер на сцене БКЗ «Октябрьский» выступят Вика Цыганова, Сергей Трофимов, Владислав Медяник, Владимир Асмолов, Михаил Шелег, ансамбль «Братья Жемчужного», Вася Пряников (Германия), и др. исполнители. В преддверие этого знаменательного события мы пообщались с участником юбилейного концерта автором и исполнителем, заслуженным артистом России Сергеем Трофимовым.
— Сергей, что для вас значит «шансон по-русски»? Как вы понимаете традиции российской городской песни? Что, на ваш взгляд, является примером для данного жанра?
Сергей: — Шансон, это часть русской, городской культуры. Это своеобразный ответ на глубокие социальные процессы, которые происходили в российской истории, когда крестьянство вынуждено было переехать в большие города. Крестьянами они быть перестали, а горожанами так и не стали. И эта неустроенность всегда сквозила в шансоне как в изначальном жанре. Потом он стал шансоном Вертинского, которому были близки городские романсы, музыка белой эмиграции за рубежом. Дальше эта история была подхвачена бардами, возведена в ранг настоящего поэтического искусства Владимиром Высоцким, Александром Галичем, Булатом Окуджавой. И Аркадием Северным. Он стал своеобразной смычкой между старым шансоном и современным. И в наше время этот жанр продолжает отражать проблемы обычного человека, не элиты, не бомонда, а того, простого народа, который живет своей жизнью.
— Когда вы впервые услышали песни Аркадия Северного и ваше первое впечатление от них?
Сергей: — Это было в раннем детстве. Песни А. Северного, В. Высоцкого и А. Галича ходили на катушках. Это было то, что не звучит на официальных каналах, запрещенное, а значит ужасно интересное.
— Какие его песни тогда вам запомнилось и есть ли любимые?
Сергей: — Я бы не сказал, что есть любимые песни. Просто его творчество в свое время было переслушано, можно сказать до дыр. И я не могу выделить что-то одно.
— Какое направление из музыкальных жанров вам ближе всего? В свое время вы заявили о себе, как автор песен в стиле «Русский шансон», но ближе вам был рок, если судить по альбому «Крылья». Так это или нет?
Сергей: — Я бы не стал говорить, что приверженец какого-то одного определенного жанра. Мне интересна та музыка, которая «вштыривает» меня в данный момент.
— Сергей Трофимов, который писал песни 10 лет назад и сегодняшний: в чем разница в творчестве?
Сергей: — Я затрудняюсь что-либо сказать. Критиковать самого себя – это уже одна из стадий шизофрении. (Смеётся).
— Есть повод для критики, что было 10 лет назад?
Сергей: — Да я всегда своим творчеством недоволен. Тут не дожал, тут не доработал. Проходит какое-то время, и я вообще критически начинаю относиться ко всему, что сделал.
Будет ли повод для критики творчества Сергея Трофимова у зрителя, мы узнаем уже очень скоро – 12 апреля в БКЗ «Октябрьский». Начало концерта в 18.00. Публику ждет настоящий четырех часовой музыкальный марафон. Напомним, что фестиваль памяти Аркадия Северного проходит в нашем городе регулярно. Впервые он состоялся в апреле 1995 года. В нем принимаю участие не только мэтры жанра, но и начинающие исполнители, чтобы показать всю широту и все новинки жанра шансона по-русски.
Беседовала Майя Павлова.